МОУ "СОШ № 5 имени В. Хомяковой"
г. Энгельс, Энгельсский муниципальный район, Саратовская область
  • «Совести у тебя нет!». Что делать и чего не делать учителям в ситуации буллинга в школе

    Автор: Березин Иван Сергеевич
    «Совести у тебя нет!». Что делать и чего не делать учителям в ситуации буллинга в школе.

    Алгоритм действий учителя при возникновении травли
    1. Работайте в команде
    Если вы понимаете, что один из ваших учеников столкнулся с жестоким обращением одноклассников, сразу же сообщите об этом психологу и социальному педагогу. Поставьте в известность администрацию. Создайте конфликтную комиссию.

    2. Сообщите о проблеме родителям обеих сторон конфликта
    Созданной комиссией пригласите на беседу родителей предполагаемых обидчиков и жертвы буллинга. Важно, чтобы беседы с родителем каждого школьника проводились индивидуально. Во время диалога не обвиняйте ни в чём родителей и их детей, а лишь высказывайте свои опасения о сложившейся ситуации и продумайте общий алгоритм действий.

    3. Установите для родителей правила взаимодействия
    Обязательно скажите родителям, что все обсуждения с другими родителями, в том числе родителями жертвы, должны осуществляться через вас. Если это необходимо, после индивидуальных бесед организуйте встречу родителей участников конфликта. На встречу обязательно пригласите представителя администрации и внешнего беспристрастного модератора. Эту задачу в некоторых случаях может выполнять школьный психолог.

    Также объясните родителям, чтобы они ни в коем случае не разговаривали с чужими детьми — участниками конфликта. Это общение нужно полностью исключить, так как любой такой разговор приведёт к эскалации конфликта.

    4. Решайте проблему с каждым ребёнком индивидуально
    После общения с родителями также индивидуально поговорите с каждым ребёнком. В первую очередь нужно поговорить с тем, кто подвергся травле. В этой ситуации очень важно, чтобы диалог происходил не в присутствии толпы взрослых. Лучший тандем для такого общения — классный руководитель и психолог. Если же ребёнок по каким-то причинам не доверяет психологу или классному руководителю, то лучше пригласить для беседы другого коллегу, являющимся значимым для ребёнка.

    Для вас важно, чтобы ребёнок был максимально открыт, а для этого нужно создать настолько комфортную атмосферу, насколько это возможно.

    После того как диалог состоялся, пригласите на индивидуальную беседу остальных ребят. Во время общения ни в чём не обвиняйте детей, а лишь задавайте интересующие вас вопросы.

    После встречи вам должны быть известны ответы на следующие вопросы:

    точно ли был факт травли;
    каковы причины травли;
    какие действия совершались во время травли;
    какую роль в травле играл каждый из участников;
    что мотивировало каждого из участников травли совершать те или иные действия.
    5. Действуйте по закону
    Если ваши ученики своими действиями нарушили закон, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних или к участковому, курирующему ваш участок. Поставьте ребёнка на внутришкольный учет. Не испытывайте по этому поводу угрызений совести и относитесь к этому как к вашей профессиональной задаче. Если вы считаете, что эти действия жестоки по отношению к детям и «как-то сами договоримся», то будьте готовы к тому, что дети, способные на буллинг, скорее всего воспримут ваш поступок как слабость и будут чувствовать себя безнаказанными. При этом вы должны понимать, что это ваши ученики и вы, их классный руководитель, несёте за них ответственность, именно поэтому сделаете всё необходимое в рамках вашей профессиональной компетенции.

    Чего делать не нужно
    1. Не принимайте ту или иную сторону конфликта
    Родители обеих сторон конфликта при взаимодействии с вами будут прилагать все усилия, для того чтобы вы эмоционально включились и сопереживали их ситуации. Ваша задача в этой ситуации довольно сложная — с одной стороны, вам необходимо дать понять родителям, что вы включены в их проблему, с другой стороны — общаться с родителями только как профессионал, так как вы являетесь основным модератором конфликтной ситуации и должны быть над ней. Эмоциональное включение не только не позволит вам решить конфликтную ситуацию, но и затянет вас в родительские распри.

    2. Откажитесь от излишнего морализаторства
    Чаще всего фразы такого порядка как «Как тебе не стыдно?!», «У тебя совесть есть?!» и «Каким негодяем надо быть?!» по отношению к обидчикам ни к чему конструктивному не приводят. Наверное, педагог, который задаёт такие риторические вопросы, ждёт ответа вроде «Действительно! Да что это со мной! Совести у меня нет! Простите меня все, пожалуйста! Я так больше никогда-никогда не буду!». В реальности же такие фразы приводят к ещё большему эмоциональному отдалению ваших учеников.

    Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/yevgeny-lange/91437-sovesti-u-tebya-net-chto-delat-i-chego-ne-delat-uchitelyam-v-situatsii-bullinga-v-shkole

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie